Последнее танго в Париже |
||
Дополнительно | Где купить | |
Правообладатели лицензии: Союз - Видео Laser-Video Laser-Video
|
||
Носитель: VHS, возможен в некоторых интернет-магазинах. | ||
купить здесь>>>
Философская драма. Этот фильм принадлежит к небольшому числу тех произведений, значение которых возрастает с течением времени. Скандальная история 1972 года по поводу выхода на экран обычных, неспециализированных кинотеатров ленты с откровенными эротическими сценами многим помешала верно и точно понять картину Бернардо Бертолуччи. И поныне некоторые, подобно "Видео Муви Гайд" или "Хэллиуэллс Фильм Гайд", твердят о "претенциозной сексуальной мелодраме". Дурная слава первого фильма, пробившего своеобразную брешь в системе запретов (уже потом в общедоступных залах появились "Эмманюэль", "История О", "Калигула" и пр.), мешает и тем, кто знакомится с лентой спустя годы. Они немало будут разочарованы увиденным, так как фильм невиннее и целомудреннее многих последующих "эротических кинооткровений". Ряд эпатирующих моментов еще смущает ханжей и блюстителей нравственности (в Италии до сих пор не состоялась премьера этого фильма). Для кое-кого из зрителей по-прежнему сложен и непонятен язык, загадочна и непостижима с житейской точки зрения истории интимных взаимоотношений Пола, американца средних лет, только что потерявшего жену, владелицу небольшого отеля в Париже, и его случайной знакомой, юной француженки Жанны. У нее, в принципе, как у порядочной девушки из буржуазной семьи, есть жених - чуть суматошный, заполошный режиссер-дебютант. Счастливы те, кто с первого раза почувствуют по интуитивном, подсознательном уровне всю глубину и человечность трагедии главного героя. Он разуверился, потерял какие-либо надежды и иллюзии, утратил доверие к людям, но неожиданно для самого себя на мгновение ощутил возможность истинной, пронзающей насквозь, возвращающей исчезнувший смысл бытия последней любви, Именно в этот момент наивысшего откровения души американцу суждено умереть. Молодая "буржуазка", для которой связь с мужчиной намного старше по возрасту действительно была случайной интрижкой, предает его не выдержав испытания чувств, не пожалев разделить бремя взаимной ответственности в любви, не посчитав необходимым даже попытаться понять другого человека. Обреченность, фатальность мотива "последнего танго", экзистенциальность ситуации на рубеже между жизнью и смертью, неизбежность краха мечты о взаимопроникновении душ и в то же время невероятная искренность и детская незащищенность героя в сцене финального катарсиса... Все это позволяет предположить, что ленту Бертолуччи можно отнести к редкому в искусстве 20 века жанру классической трагедии. Расхожий образ "умереть в любви" является для режиссера философской максимой о любви как жизни, смысл которой придает только смерть. Без небытия нет небытия, оп Достоевскому. У Бернардо Бертолуччи история взаимоотношений его героев - не просто любовный роман мужчины и женщины и даже не любовь-соперничество , любовь-борьба двух полов, существующих в вечном состоянии притяжения-отталкивания. Это подлинная трагедия о несбыточности идеала, о недостижимости абсолютной гармонии , о бесконечном поиске истины человеческого существования. Счастье - не цель, а путь. Предсмертное признание героя оказывается для него прозрением, "иллюминацией" (по средневековой философии), которая освещает божественным светом всю прожитую жизнь, примиряет человека с самим собой на пороге бездны небытия. Если отвлечься от философской проблематики картины, надо непременно заметить, что она явилась своего рода энциклопедией общественной жизни 60-х годов. На сломе десятилетия, в ситуации "после революции" в умах и настроениях людей царили чудовищная сумятица, растерянность и бесцельность. Лента "Последнее танго в Париже" содержит великое множество кинематографических отсылок. Наиболее явны переклички с "новой волной", в первую очередь с Жан-Люком Годаром, а также с итальянским кинематографом "некоммуникабельности" во главе с Микеланджело Антониони и с "движением контестации", к которому в 60-е годы примыкал в юности сам Бертолуччи. Но столкновение разных стилей и целых направлений мирового кино обращено в тонкую художественную игру. В этом плане картину едва перешагнувшего тридцатилетний рубеж автора следует назвать "энциклопедией" данного периода, вехой в истории мирового искусства кино. Фильм оказал громадное влияние на кинематографистов различных стран - уму подражали, с ним творчески спорили, но чаще впитывали достижения и открытия как тематические, так и кинематографические, стилевые, формальные. Нельзя не упомянуть, что шедевр Бертолуччи не состоялся бы без выдающейся игры Марлона Брандо, восхитительной работы оператора Витторио Стораро и изумительной музыки джазового импровизатора Гато Барбьери. В ролях: Марлон Брандо, Мария Шнайдер, Жан-Пьер Лео, Массимо Джиротти, Катрин Аллегро, Лаура Бетти. |
||